”орма - портал для архитекторов и дизайнеров

Случай на границе

Текст: Наталия ШУСТРОВА
Фото: Евгений Елинер


 

  Граница между декоративно-прикладным искусством и дизайном осталась без присмотра, и художники могут пересекать ее без оглядки на бдительных искусствоведов. И если в XX веке таланты мигрировали на территорию дизайна, теперь даже проектировщики серийной мебели и аксессуаров все чаще проявляют интерес к иной предметной культуре. С этой точки зрения Россия представляет собой заповедник. Здесь много лет не действовал жестокий экономический отбор, заставивший в свое время капитулировать даже отчаянных противников "многотиражных" изделий. Здесь и сегодня отличная авторская вещь обходится заказчику дешевле, чем приличная продукция зарубежной фабрики... Свойственная прикладникам вера в самостоятельную ценность предметов ощущается во всех работах Александра Гордина. Такие скульптуры и светильники может придумать только человек, свободный от гипноза многократного повторения образца. И дело тут не в технологических сложностях: внутренняя насыщенность произведений противостоит даже идеальному воспроизведению. Это противно их природе, как человеческой - клонирование. Они сложны по цвету, сложны в исполнении, и разнообразные материалы сочетаются в них с бесстрашием, явно проистекающим из ювелирного прошлого автора.


 

Светильники в трактовке Гордина - это, скорее, освещенная скульптура, чем замаскированная стеклянным экраном лампочка.


Комната отдыха в представительском офисе напрочь лишена казенной роскоши. Во многом это заслуга необычной люстры, очень красиво прорисованной и, одновременно, совершенно безумной.

 

  Декоративная пластика и все то, что нынче принято называть арт-объектами, в принципе не подразумевает утилитарного использования. Но такая свобода требует полноценной формы, которая при механическом переносе в мир "полезных" вещей, рискует оказаться избыточной. Гордин, в общем-то, преодолел этот соблазн несколько парадоксальным способом: его бытовые предметы сложнее, чем сугубо декоративные объекты. Развитая конструкция уравновесила сохранившуюся декоративность. И в результате возникло нечто сбалансированное: в пластиковом стакане, который появляется на свет моментально, меньше, действительно значит - больше, а вот в трудоемком рукотворном изделии этот закон не всегда срабатывает.


 

Интерьер небольшого холла держится не на планировочных изысках, а на освещении и выразительных деталях - таких, как специально спроектированные двери и светильники.


Шкаф с двумя "нарисованными на стене очагами" - ярко пылающим и потухшим, устроен таким образом, что в зависимости от положения дверцы виден то один, то другой гобеленовый экран. Такое беззаконное соединение корпусной мебели и текстиля вряд ли могло прийти в голову ортодоксальному дизайнеру, хотя сам шкаф спроектирован по всем правилам жанра.

 

  Другой вопрос - насколько такой подход уместен, когда речь идет о современном интерьере. Гордин отвечает на него сугубо эмпирически: его необычный представительский офис по концентрации "художественного" приближается к музею. Тем не менее, ощущения, что в маленький чайник положили слишком много заварки, не возникает. Возможно, именно благодаря естественной завершенности каждого предмета. Или потому, что их самодостаточность неотделима от функции: дверца шкафа, перемещаясь, закрывает дверной проем; экзотические занавеси управляются с помощью остроумного механизма, который является неотъемлемой частью их конструкции. Причем во всей этой механике нет ничего навязчивого, также как в эстетике гординских светильников - ничего демонстративно развлекательного. Даже странные угловые часы с четырехслойным стеклянным "пилястром" представляют собой элемент архитектурной роскоши, максимально удаленной от декоративных фонтанчиков и прочих атрибутов скорой офисной помощи.


 
 

У монументальных часов из многослойного стекла, подсвеченных маленькими лампочками, целых три циферблата - они показывают время в Москве, Нью_Йорке и Гонконге. Но смысл их пребывания в интерьере все_таки заключается не в этом, а именно в декоративности, доведенной до настоящего искусства.

  Из удачного гординского эксперимента над дизайном вовсе не следует, что нам "мелкоскопа" не нужно, потому как и так "глаз пристрелявши". Он просто доказывает, что и у нас можно делать хорошие вещи. Только трудно...


   
  



ДИЗАЙН

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





Господа!
Вы можете регулярно получать информацию о ключевых обновлениях нашего сайта, появлении новых материалов, а также новости.
пожалуйста, зарегистрируйтесь

Ваш E-mail:

Я живу в Cанкт-Петербурге





Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru





   Арт-дизайн


СКУЛЬПТУРА КАК МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ МЫСЛИ

Арт-объекты Юрия Селиванова.

Арт-объекты Сергея Леонова.


   Аксессуары

   Мебель

   Металл



ФормаАрхиблогКонкурсыГалереяКаталогСвязь с намиОбъявления